Яндекс.Метрика
Индекс цитирования
 
 
 
 
г.Санкт-Петербург, ул.Студенческая д.10
пом. А10 ТК "Ланской"
   Обратная связь

Игра в классики

Классика, классический, неоклассический — эти слова повторяет каждый архитектор и дизайнер. Большинство объектов, публикуемых на страницах интерьерных журналов, попадают в эту стилистическую нишу. Аналитические исследования показывают, что более трети владельцев загородных домов отдают предпочтение именно классическому стилю. Факт остается фактом: классика вечна и востребована. А что собственно представляет собой этот стиль? Наверняка каждый из нас знаком с ним в общих чертах, но дать его детальную «расшифровку» затруднился бы.

Что такое классика?
Слово «классика» произошло от латинского classicus, что значит «первоклассный», «образцовый». Первоначально под классикой понимались образцовые, идеальные для подражания произведения искусства древности. Римские зодчие относили к таковым величественные постройки греческих мастеров, архитекторы эпохи Возрождения — монументальные сооружения римлян и греков, а строители нового времени считали непревзойденными образцами все упомянутые выше архитектурные шедевры.

Классицизм — художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. Как направление в искусстве этот стиль возник в Европе в XVII в. И относится к так называемым историческим стилям в архитектуре и декоре. Часто его именуют «королевским стилем» или «стилем Людовика XVI», поскольку именно в это время он получил наибольший расцвет, и плодом этого стал известный архитектурный шедевр Франции — Версаль.

Неоклассицизм — стиль, в основе которого тоже лежат классические традиции и формы. Неоклассицизмом принято называть классицизм второй половины XVIII в. — чтобы отличить его от классицизма итальянского Возрождения XVI века и Большого стиля Людовика XVI. Это почти то же самое, что классицизм, только исчезает симметрия. Многие архитектурные элементы, например колонны и карнизы, в неоклассическом интерьере становятся элементом декора.

Объемно-планировочные решения
Классицизм — архитектура рационализма и ясности, поэтому постройки отличаются логичностью и уравновешенностью композиции, строгой гармонией пропорций, геометрической правильностью и симметрией объемно-планировочных решений. Пространственные решения лаконичны, ориентированы на преобладание в планах прямолинейных и четких очертаний с доминированием симметрично-осевых планировочных систем. Отсюда и ясная перспектива, и взаимосвязанность пространств, и четкое зонирование помещений, и функциональность пространств. Стремление формы вверх, обилие воздуха над головой неизменно рождают чувство свободы, простора (при достаточно нормальной ширине помещения).

Классицизм — это архитектура объемов, в основе которых лежит сочетание простых форм и геометрических фигур. Удивительная ассоциативная определенность геометрических фигур и объемов с античности была наделена особенным смыслом. Круг и сфера символизировали единство, беспрерывность движения, вселенную, мир, солнце, жизнь, квадрат — покой, вечность, силу, власть.

Ордер
Одной из важнейших черт классического стиля явилось обращение к образам и формам античного зодчества и заимствование прежде всего ордера. В широком смысле слова ордер подразумевает образный и конструктивный строй архитектуры, прежде всего порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия). Поэтому одним из обязательных элементов классического стиля являются колонны. С момента возникновения этот элемент (ионический, дорический и коринфский) претерпевал массу изменений, но в классицизме использовался и модифицировался ионический ордер.

Более того, этот ордер является не только архитектурным принципом организации пространства, но и основой для оформления интерьерного решения. Колонны, полуколонны, пилястры, окна, двери, камины, зеркала стремятся к прямоугольной форме или тяготеют к правильной римской арке.

Классический интерьер
С самого начала классицизм отличался известным изяществом и соразмерностью всех частей и деталей интерьера реальному человеческому масштабу. Именно основные критерии классицизма — элегантность, красота, человечность — определили востребованность этого стиля и его вечность. Ассоциативный ряд классицизма — элементы ордерной системы, лепнина, статуи — создает устойчивый образ богатства и стабильности. Классический интерьер — спокойный и респектабельный, где каждая деталь является особенно значимой и уместной.

Материалы
Сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк) — вот визитные карточки классического стиля. Архитекторы создавали иллюзию большого масштабного пространства независимо от реальных размеров помещений, а декораторы подчеркивали ясность и лаконичность архитектурной идеи сдержанным декором и дорогими качественными материалами. Причем это касается не только отделки, но и мебели, мелких деталей. Как для изготовления конструктивных элементов — колонн, фризов, порталов, лестниц, так и для отделки каминов, полов, ванных комнат архитекторы чаще всего используют природный камень, главным образом мрамор, полудрагоценные и поделочные камни.

Стены, пол, потолок
Классический интерьер, как правило, характеризует отсутствие обоев, именно этот ход позволяет иллюзорно расширить пространство помещений и сделать их визуально больше. Современные технологии предлагают множество решений — от покраски стен до венецианской штукатурки. Однако не исключено и оформление стен тканями или обоями, воспроизводящими фактуру ткани, с цветочным узором или с контрастными по размеру и тону полосами. Для акцентировки используется и ордерное оформление стены, и членение ее ложными арками. Часто устанавливают зеркала, располагая их друг против друга и создавая уходящие в глубину зеркал иллюзии анфилад.

Потолки обыкновенно окрашиваются в белый цвет и украшаются лепниной, иногда с включением позолоты. Центр потолка украшается крупной розеткой, оформляющей люстру.

В классических интерьерах пол обычно отделывается паркетом. Наиболее распространенной и долговечной укладкой штучного паркета является «палубная» укладка, «елочка» и, конечно же, художественная укладка паркетных планок в виде всевозможных узоров, орнаментов, фигур, причем рисунок всегда строится по единому принципу: в центре комнаты — стилизованный круг, а по периметру — контур или орнамент. Дуб и красное дерево, клен, береза, ясень подходят для этого стилистического решения как нельзя лучше.

Двери и окна
Двери и окна непосредственно участвуют в формировании стиля. Они также должны быть выполнены из натурального дерева — только оно обеспечит ровную поверхность, предельную точность размеров и высокое качество в целом. Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением. Двери: прямоугольные, филенчатые, часто с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах. В интерьере все взаимосвязано, поэтому оконная и дверная фактура должна удачно гармонировать с мебелью, отделкой стен и паркетом.

Декор
Декоративное единство оформления залов и салонных зон в особняках и усадьбах достигалось за счет одних и тех же повторяющихся орнаментов. Пальметты, меандры, листья аканта, головы львов, розетки и кессоны, дельфины, сфинксы и кариатиды, вазы и жертвенники повторялись на мебели, в росписях стен и потолков, в декоре торшеров и люстр, ваз и художественной бронзы. Не только порталы каминов, но и верхние части ножек пристенных консолей делают в виде античных герм или колонн классического ордера.

Мебель
Классическая мебель — добротная и респектабельная, надежная и благородная, изящная, но не вычурная, с четко выраженной конструкцией, правильной геометрической формой, прямыми ножками и прямолинейными карнизами. Изготавливается она из массива благородных пород дерева — вишни, карельской березы, ореха или красного дерева. Ее форма «подражает» всему интерьеру — она строгая, ясная и логичная. Мебельные ножки строго прямые — этим подчеркивается их функция опорно-несущих конструкций. Они чем-то похожи на колонны, которые суживаются к низу.

Мебель часто украшается латунью или патинированным зеркалом, инкрустацией редкими породами дерева, например, розовым, красным или лимонным деревом, декорируется меандрами, нитями жемчужника, цветочными или лавровыми гирляндами, розетками, фестонами — античные мотивы узнаваемы здесь, как нигде. Часто классическая мебель покрыта белым или зеленым лаком.

Для классического интерьера подойдут легкие стулья с ажурными, обитыми или плетеными спинками овальной, круглой или прямоугольной формы. Кресла и канапе могут быть обиты тканями с цветочным орнаментом. Будут к месту буфеты, комоды, бюро, складные столы, секретеры.

Цвет
Цветовое решение классического интерьера — это сочетание светлых пастельных — кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых стен с теплыми коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели. Цветовая гамма может варьироваться от белого с голубым до розового с золотом, от цвета молодой листвы до цвета нежной ванили. Колористическое решение стремится к тонким нюансным решениям, спокойным благородным тонам.

Безусловно, сегодня довольно сложно создать в современной квартире или загородном жилище интерьеры царских резиденций. Однако это и не требуется. Важно уловить характерные черты классического стиля, а именно — соразмерность, благородство, простоту и гармоничность, и попробовать вписать их в действительность XXI века. Несмотря на преимущества ультрамодных архитектурных и дизайнерских решений, классические мотивы по-прежнему остаются популярны. Ведь приверженность классике — это признак основательности, консерватизма и, в хорошем смысле, тонкого вкуса хозяев дома.